E-mail
 +7(499) 653-5313

  

VTEM skitter
VTEM skitter

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [131 Голоса (ов)]

    В самом начале обучения в аспирантуре вместе с темой диссертации соискатель ученой степени получает научного руководителя, который призван наставлять и направлять его в научной работе на протяжении последующих трёх лет. Сегодня, когда стало модным защищать диссертацию одновременно по нескольким специальностям, руководителей может быть и больше. Как правило, научными руководителями назначаются доктора наук, реже - кандидаты. Кандидаты наук по своему статусу больше подходят на роль научных консультантов, которых также назначает Учёный Совет аспиранту в помощь.
    В силу своей загруженности и отношения к соискателям различают два типа научных руководителей: «активный» и «ленивый».


    «Активные» руководители старательно опекают своих аспирантов, помогая им буквально во всем. Они помогают определиться с темой диссертации, подобрать методику научного исследования, рекомендуют соответствующую литературу, изыскивают возможность публикаций, правят статьи, советуют относительно организации  экспериментов и проверяют их результаты и многое прочее. Несомненно, с таким научным руководителем аспиранту намного проще продвигаться к намеченной цели. Однако при этом у него отпадает необходимость творчества и личной инициативы, и, в общем-то, теряется весь смысл обучения в аспирантуре, который заключается в приобретении навыков самостоятельной научной работы.
    Полную противоположность «активным» научным руководителям представляют «ленивые». У руководителя такого типа на аспиранта никогда не хватает времени: он предпочитает не вникать в подробности, отделываясь общими рекомендациями, и даже прочесть материалы диссертации ему недосуг. Аспирант предоставлен сам себе, что особенно тяжело  на начальной стадии обучения в аспирантуре. Однако, если у него достаточно настойчивости и целеустремленности, именно при таком руководителе к моменту окончания аспирантуры он сформируется в настоящего ученого, способного продолжить свои творческие изыскания и грамотно руководить впоследствии собственными аспирантами.
    Оба приведенных типа научных руководителей имеют свои положительные стороны и недостатки. Оптимальным вариантом для диссертанта был бы, конечно, третий – усредненный – тип руководителя, который бы совмещал все достоинства и максимально способствовал формированию будущего научного работника. Однако выбирать не приходиться, и нужно уметь находить возможности сотрудничества с руководителем, назначенным Учёным Советом.
    Все научные руководители получают дополнительные оплачиваемые часы на каждого диссертанта, поэтому, если аспирант, считает, что его совершенно лишили внимания, он вправе напомнить о себе. Только делать это желательно в корректной форме, чтобы не лишиться руководителя вовсе. Учёный Совет впоследствии, конечно, утвердит нового научного руководителя, но драгоценное время будет безвозвратно потеряно.

Диссертация.ру
Диссертация.ру Москва +7 (499) 653-5313
Диссертация.ру