E-mail
 +7(499) 653-5313

  

VTEM skitter
VTEM skitter

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [155 Голоса (ов)]
Л Е КЦ И Я  № 1

ТЕМА: «ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ»
по учебной дисциплине «История и философия науки»
(для аспирантов и соискателей)
 
Введение
 

Современный этап общественного развития характеризуется тем, что наша жизнь в зна-чительной степени зависит от успехов науки и техники. В настоящее время нет практически ни одной сферы человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного знания. Аналогично обстоит дело и в сфере техники, где резкий скачок в количестве технических нововведений и скорости их освоения на основе достижений науки вызвал к жизни научно-техническую революцию. Дальнейший прогресс человеческого общества неразрывно связан с новыми успехами в области науки и техники.


Громадное влияние научно-технического прогресса на жизнь и деятельность людей обя-зывает философию сделать науку и технику предметом изучения. Перед ней со всей остротой встают вопросы: что такое наука и каковы тенденции ее развития; в какой степени техника вы-ступает фактором исторического развития, и какова глубина ее влияния на жизнь человечества. Все это делает необходимым исследование наиболее значительных философских проблем науки и техники.

1. Наука как система знаний и область культуры:
сущность и структура
 

Любая деятельность имеет цель и представляет собой действия субъектов, вступающих в определенные социальные отношения в интересах получения конечного продукта. По всем этим измерениям наука существенно отличается от всех известных видов деятельности.
Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ре-зультат этой деятельности – сумму полученных научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предвосхищение явлений и процессов действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открытых и сформулированных законов, т.е. теоретическое осмысление действительности.
Как средство производства знания наука представляет собой весьма специфическую форму деятельности. Если в процессе материального производства знания используются лишь в качестве идеальных средств, то в науке их получение образует главную и непосредственную цель. Она дает приращение нового знания и поэтому выступает как сила, постоянно революцио-низирующая другие виды деятельности.

Источники науки уходят своими корнями в культуру и практику ранних человеческих общностей, в которой были нераздельно представлены как познавательные, так и производст-венные проблемы. Обыденное знание носило разрозненный, случайный и неорганизованный характер, в котором преобладали не связанные друг с другом отдельные факты или их простей-шие индуктивные обобщения. Первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль методических руководств конкретными видами человеческой деятельности (Вавилон, Еги-пет, Индия, Китай).
Отдаленной предпосылкой научного знания можно полагать и мифологию, в которой впервые была реализована попытка построить целостную систему представлений об окружаю-щей человека действительности. Миф выступал как способ отражения мира в сознании челове-ка, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире, очело-вечиванием природы, одушевлением космоса. Он включал фантазии, верования в богов, но так-же эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. Конечно, ми-фологические представления очень далеко отстояли от науки; более того, формирование науки потребовало в качестве предварительного условия разрушения этих представлений.
Для возникновения науки были необходимы также определенные социальные условия: достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, наличие бога-той культурной традиции, допускающей свободное восприятие достижений разных культур и народов.
Такие условия сложились к 6-ому веку до н.э. в Древней Греции, где и возникли первые теоретические системы в противовес мифологии. Отделившееся от мифологии теоретическое натурфилософское знание (натурфилософия) первоначально соединяло в себе науку и филосо-фию. Тем не менее, это уже было именно теоретическое знание, в котором на первый план вы-двигалась его объективность и логическая убедительность. Древнегреческая наука  дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления, которые при всем их несовершен-стве сыграли выдающуюся роль в истории мировой культуры. В практику мыслительной дея-тельности вошла система абстрактных понятий, сложилась устойчивая традиция поиска объек-тивных законов, была заложена основа доказательного способа изложения материала.
В эту эпоху от натурфилософии начали обособляться отдельные области знания – появи-лись первые теоретические системы в области геометрии (Евклид), механики (Архимед), астро-номии (Птолемей) и др.
В современном ее понимании наука начала складываться в Новое время (16-17 вв.). Было подорвано господство религиозного мировоззрения, и наука стала превращаться в самостоя-тельный фактор духовной жизни. На вооружение был взят эксперимент (Бэкон), который стал ведущим методом исследования.

Диссертация.ру
Диссертация.ру Москва +7 (499) 653-5313
Диссертация.ру