E-mail
 +7(499) 653-5313

  

VTEM skitter
VTEM skitter

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [145 Голоса (ов)]

ВВЕДЕНИЕ

       Широко известен тезис: знать вещь - значит понимать, «почему она существует». Но знаем и понимаем ли мы, как, почему, откуда возникла наука?
       Для точного ответа на этот вопрос необходимо установить смысл многозначного понятия «наука». Под наукой понимают знание, деятельность, форму общественного сознания, социальный институт, непосредственную производительную силу, систему профессиональной (академической) подготовки и переподготовки кадров. В зависимости от интерпретации понятия получаются и точки отсчета начала науки.
       Наука как система профессиональной подготовки и переподготовки кадров возникает в первой трети XIX столетия в Европе (реформы высшей школы в Германии, организация регулярных семинаров, лабораторий, культивирующих экспериментальные навыки, - лаборатория Ю.Либиха и т.д.).


       Наука как непосредственная производительная сила оформляется в промышленно развитых странах лишь со второй половины нашего века.
       Наука как социальный институт, хотя и зарождается в Новое время, такое содержание обретает в полной мере лишь со второй трети XIX в. или даже в еще более поздний период.
       Если под наукой как формой общественного сознания понимать исторически обусловленную духовную жизнь общества, опирающуюся на некие гносеологические стандарты, то в таком случае вопрос упирается в экспликацию этих стандартов. Если под ними понимать теорию рационального обоснования, наука возникла в античной Греции, впервые выработавшей понятие подобных стандартов. Однако с этих позиций придется признать, что наука практически исчезла в период средневековья, чтобы вновь возродиться в Новое время.
       Наука как деятельность возникает в зависимости от того, что понимать под деятельностью. Если под ней понимать социально санкционированную профессиональную занятость, то это будет эквивалентно возникновению науки как социального института. Если же под ней понимать познавательную активность, нацеленную на получение научного знания, вопрос имеет решение в зависимости от истолкования гносеологического содержания «знания».
        Если, наконец, исследовать генезис науки как знания, то спрашивается, с каким именно знанием связывать науку. Науку можно связывать с профессиональными знаниями. Тогда окажется, что математика возникла в античности, естествознание - в Новое время, обществознание - в XIX в. Если идти дальше и спрашивать, почему это так, следует ставить вопрос о возникновении науки как особого типа гносеологического сознания, ориентированного на производство специфического знания, отвечающего наперед заданным требованиям.
       Можно показать, что научная математика появилась в античности и не могла появиться на Древнем Востоке или еще раньше - на стадии кроманьонского человека, осуществлявшего «числовую деятельность», различавшего симметрические отношения и т.д., ибо дедуктивно-теоретический стиль рассмотрения, основанный на рациональной логической аргументации, мог быть оформлен лишь в социальной ситуации античной Греции. Надлежало соединить принципы деятельности с абстрактными объектами с практической деятельностью. Для этого помимо объективных социальных сдвигов потребовались титанические усилия мыслителей Нового времени (Коперник, Бруно, Галилей и др.), разрушивших концепцию античного космоса и доказавших приложимость математического аппарата к описанию объектов физического мира, что радикально отрицалось античностью.
       Научное обществознание возникло в связи с появлением теории исторического процесса, отвечающей общенаучным критериям повторяемости.
        Обсуждение вопроса исторического начала науки необходимо связать с обсуждением вопроса ее сущности. В свою очередь, обсуждение вопроса сущности науки не следует производить безотносительно к обсуждению вопроса ее исторического начала. Как видно, для решения проблемы требуется:
       а) выработать теоретико-познавательный эталон науки, отделить науку как гносеологически однородное, целостное образование, связав ее с определенным типом рациональности, способом духовного производства, задаваемым минимальным набором предельно широких признаков:
       б) проанализировать реализованные в истории познавательные формы, чтобы выявить их соответствие выработанному эталону науки;
       в) идентифицировать реальные формы познания с эталоном науки.

Диссертация.ру
Диссертация.ру Москва +7 (499) 653-5313
Диссертация.ру