E-mail
 +7(499) 653-5313

  

VTEM skitter
ВВЕДЕНИЕ
 

     В динамике научного знания особую роль играют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили название научных революций. Человечество на протяжении своей многовековой истории пережило множество революций в мире науки и техники: промышленная, электротехническая, электронная, информационная и даже «зеленая» революции.
     Само понятие «революция» свидетельствует о радикальных качественных изменениях в мире знания, о перестройке оснований науки. Симптоматичны и названия научных трудов, появляющихся в период научных революций — как правило, они начинаются словосочетаниями «Новые исследования», «Новые опыты», «Новые изобретения» и пр.
Что же такое научная революция?

Подробнее: Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности - Философия, Конспект(Лекция №6)  

 
ВВЕДЕНИЕ
 
 

      Подход к научному исследованию как к исторически развивающемуся процессу означает, что сама структура научного знания и процедуры его формирования должны рассматриваться как исторически изменяющиеся. Но тогда необходимо проследить, опираясь на уже имеющиеся представления о структуре науки, как в ходе ее эволюции возникают все новые связи и отношения между компонентами науки, связи, которые меняют стратегию научного поиска.
      Данная проблема философии науки имеет в себе три аспекта. Первый. Что составляет сущность динамики науки? Это просто эволюционное изменение, которое состоит в расширении объема и содержания научных истин или развитие со скачками, революциями, качественными отличиями во взглядах на один и тот же предмет?
      Второй вопрос? Является ли динамика науки процессом в целом кумулятивным (накопительным) или антикумулятивным (включающем постоянный отказ от прежних взглядов как неприемлемых и несоизмеримых с новыми, сменяющими их)?
      Третий вопрос. Можно ли объяснить динамику научного знания только его самоизменением или также существенным влиянием на него вненаучных (социокультурных) факторов?
      Обсуждение этих вопросов заняло центральное место в работах постпозитивистов К.Поппера, Т.Куна, И.Лакатоса, Ст.Тулмина, П.Фейерабенда и др. Предлагаемые ими модели динамики научного знания не только опирались на историю науки, но и предлагали ее определенное видение. Это видение заключалось, в частности, в различном понимании природы научных изменений, механизма функционирования и динамики науки. Разобраться в этом – основная цель данной лекции.
     

Подробнее: Динамика науки как процесс порождения нового знания - Философия, Конспект(Лекция №5)  

ВВЕДЕНИЕ
 
 

      Основной формой познавательной деятельности, главным ее «носителем» является наука. До Нового времени не было условий для формирования науки как системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. До этого существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как указанное триединство. Как целостная органическая система трех названных своих сторон она возникла в Новое время, в XVI—XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. Превращаясь в непосредственную производительную силу, наука приобретает важное социальное значение, способствует развитию самого человека.

Подробнее: Структура научного знания - Философия, Конспект(Лекция №4)  

ВВЕДЕНИЕ

       Широко известен тезис: знать вещь - значит понимать, «почему она существует». Но знаем и понимаем ли мы, как, почему, откуда возникла наука?
       Для точного ответа на этот вопрос необходимо установить смысл многозначного понятия «наука». Под наукой понимают знание, деятельность, форму общественного сознания, социальный институт, непосредственную производительную силу, систему профессиональной (академической) подготовки и переподготовки кадров. В зависимости от интерпретации понятия получаются и точки отсчета начала науки.
       Наука как система профессиональной подготовки и переподготовки кадров возникает в первой трети XIX столетия в Европе (реформы высшей школы в Германии, организация регулярных семинаров, лабораторий, культивирующих экспериментальные навыки, - лаборатория Ю.Либиха и т.д.).

Подробнее: Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции - Философия, Конспект(Лекция №3)  

Введение

Общеизвестно, что в современном обществе наука занимает центральное место, являясь особой сферой культуры. Она революционизирует не только сферу производства, но и оказыва-ет существенное влияние на многие другие области человеческой деятельности, регулируя их, перестраивая их средства и методы. Неудивительно поэтому, что проблемы будущего не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Наука ныне воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Подробнее: Наука в культуре современной цивилизации - Философия, Конспект(Лекция №2)