E-mail
 +7(499) 653-5313

  

VTEM skitter
Л Е КЦ И Я  № 1

ТЕМА: «ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ»
по учебной дисциплине «История и философия науки»
(для аспирантов и соискателей)
 
Введение
 

Современный этап общественного развития характеризуется тем, что наша жизнь в зна-чительной степени зависит от успехов науки и техники. В настоящее время нет практически ни одной сферы человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного знания. Аналогично обстоит дело и в сфере техники, где резкий скачок в количестве технических нововведений и скорости их освоения на основе достижений науки вызвал к жизни научно-техническую революцию. Дальнейший прогресс человеческого общества неразрывно связан с новыми успехами в области науки и техники.

Подробнее: Предмет и основные концепции современной философии науки - Философия, Конспект(Лекция №1)  

 
 
1.    Методологические подходы в объяснении развития социальной теории.
 

Становление науки и социально-гуманитарных наук, в частности, — долгий исторический процесс. Под наукой сегодня понимается тот вид специализированной познавательной деятельности, который в области познания природы сложился в XVII в., а в познании общества и человека — в конце XIX в.Познание осуществлялось и осуществляется не только в научной форме, но и в формах повседневного, практического, специализированного и философского знания.

Интегральной формой донаучного знания была античная философия. Философы Античности сформулировали чрезвычайно ценные идеи о природе, обществе, человеке, познании, политике, искусстве. Античные философы открыли атомизм в физическом мире (Левкипп, Демокрит, Эпикур), природу понятия и познания (Платон), политическую сущность человека (Аристотель) и др. Тем не менее эти знания являются интегрально-философскими и по своей сути донаучными.

Подробнее: Учебный материал по курсу «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»  

1.    Основные особенности философии как знания и типа мировоззрения. Структура современного философского знания.
2.    Функции философии в научном познании.
3.    Специфика философии науки как философской дисциплины.
4.    Предпосылки возникновения, основные этапы и направления развития философии науки.
5.    Сущность и значение Стандартной модели научного знания.
6.    Концепция развития научного знания К. Поппера.
7.    Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
8.    Учения о научных революциях Т. Куна.
9.    «Тематический анализ» науки Дж. Холтона.
10.    Синегретическая модель развития научного знания.
11.    Новации и традиции в динамике науки.
12.    Дифференциация и интеграция в научном знании как закономерность развития науки.
13.    Взаимосвязь внутринаучных и социокультурных факторов развития науки.
14.    Понятие науки.

Подробнее: Вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по курсу “Истории и философии науки”